Albert V. Mer.
Готические воплощения эротических образов
Не так давно я стал поклонником готического направления современного музыкального искусства, и произошло это весьма странно. Представьте себе, что вы случайно услышали о каком-то явление, которое Вы в принципе еще себе и не представляете, но оно Вас уже интересует. Так вот, впервые слово "готика" не как архитектурный стиль средневековья, а как нечто иное, я осознал благодаря виртуальном общению по локальной эхоконференции в в FIDOnet.Однажды, посетив эту эху, я обратил внимание на интересную переписку двух ее участников, вернее участника и участницы, которая изобиловала описанием различных эротических сцен в несовсем стандартных условиях. Не в пастели, не на лазурном берегу океана, не на директорском столе и т.д. нет, это была совсем другая обстановочка: бойня, рев погибающего скота, туши убитых животных, всеобщая, помутняющая разум, агония и два обнаженных женских тела, слившиеся в экстазе в луже крови. Все это было описано с неимоверной силой, что сразу навеяло на меня неповторимое ощущение, ощущение которое с рациональных позиций я не могу объяснить и сейчас. "Извращенная фантазия лесбиянки", - скажете Вы, - "Этим придуркам нечем было развлечься, идиоты чертовы, чего только не придумают...". Возможно Вы правы, но это не только необычно и зверско, но и завораживающе, это заставляет прильнуть глазами к монитору и впитывать каждую букву повествования. Естественно, что я не мог остаться безучастным и кинул идейку о том, как прекрасно заниматься любовью на кладбище в полнолуние среди ветхих и ужасающих склепов и т.д. (я тоже постарался покрасочнее описать...), и эта идея была блестяще развита участницей нашего виртуального общения. И в этот момент, в одной строчке проскочила фраза, содержащая в себе предмет данного повествования. На мой вопрос о причастности "готики" к любовным играм на обычном старом кладбище в центре России последовал невыразительный ответ. Тогда я его не понял (честно говоря и сейчас не особо понимаю), но он заставил меня принять это на заметку.
Второе знакомство с "готикой" было также в фидонет в SU.MUSIK.GOTHIC, и с этого момента я стал серьезно интересоваться не только направлениями готической музыки, но и готического стиля жизни в целом.
Обычно принято считать что "готы" несексуальны. Конечно это не является истиной для всех, но многие, как я уже сказал, думают именно так. На мой взгляд, наличие неповторимого, единого в своем роде общего стиля уже свидетельствует об определенном отношении к сексу в принципе, но заявлять, что "готы" против или не приемлют секс в принятом для всех виде, тоже не правильно. (Это могло бы стать темой серьезного обсуждения в SU.MUSIK.GOTHIC).
Чем же вызвано такое отношение к сексу. Большинство "готов", не хочу говорить это слово, неудачники в общении с противоположным полом. Это справедливо для обоих полов и не только на сексуальной почве. Действительно, станет ли человек слушать мрачную эмбиентную музыку, если он в полной мере доволен своей жизнью. С одной стороны данное явление можно трактовать как слабость духом, апатию и меланхолию, и это правильно, с другой - как объективное несогласие с существующей действительностью, своего рода тихий протест. Протест может выражаться в неприятии толщи грязной попсы, льющейся из экрана телеящика; протест против падения нравов и вкусов обывательской прослойки общества; протест может выражаться в стремлении к чему-то светлому и высокому, к искусству, к любви.
Мы должны признать, что своим существованием, современное готическое направление в музыке и стиле жизни, обязано людям с высокими культурными и моральными ценностями, сумевшим обособить этот культурный пласт от окружающей чернухи.
Если обыватель вспомнит начало этой статьи, то у него возникнет недоумение: "как такое высокое искусство может иметь отношение к описанному общению с виртуальными посетителями эхоконференций?". Как ни странно, самое прямое.
В нашем понимании "искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела; само дело, требующее такого умения и мастерства. /C. И. Ожегов /" Обыватель не способен раскрепостить свое сознание для приятия чего-то нового, незнакомого ему, он не способен уразуметь или прочувствовать то, что хоть на мизер отличается от вдолбленного ему в голову за те годы его мерзкой, серой жизнешки. Ну что поделать, классик был прав, "рожденный ползать - летать не может", "каждому свое" - гласила надпись на воротах фашистских концлагерей. Если вдуматься, неужели так уродливо желание искупаться в бассейне, наполненном человеческой кровью, неужели так неприятен благородный граф Дракула со своими длинными завораживающими клыками, и как прекрасна в своей зловещности нимфа, изображенная на обложке альбома INFERNO группы Lacrimosa. Скорее всего, мелкая трусливая сущность обывательского мировосприятия скрывается за понятиями о моральных устоях, нравственности, доброте, не осознавая их истинных значений. Кому нужны эти моральные принципы, мешающие человеку по-новому взглянуть на этот мир, открыть новые ощущения, познать неизведанное?! Куда делся дух экспериментаторства, давший человечеству свободу делать, думать, говорить?! Где остатки революционного романтизма, стремление изменить этотмир?.. Ничего этого уже нет. Незначительные кучки свободомыслия поглощаются серыми толпами зомбированных недоумков.
Да, к сожалению, есть против чего протестовать. Современный мир загнал сам себя в эту пропасть и не хочет из нее выбираться.
Эротика, как неотъемлемая часть искусства, также переживает не лучшие времена. Нет Казанов, Донов Жуанов и прочих героев-любовников прошлых лет. Остались только грязные шалавы да обыдленные "деревенские" мужланы, сводящие секс до примитивного животного траханья. А "вонючие эстеты", коих можно застать в небольшом количестве, слоняются по этому поганому свету в поисках своих идеалов. Конечно они их не найдут, но некоторые найдут единомышленников, потом объединятся в сообщества, потом их назовут сумасшедшими, сектантами, неформалами и прочей швалью и дай бог если после всего их ни куда не посадят. Другие объединятся в виртуальные сообщества и будут утешать друг друга по компьютерным сетям и плакаться в электронные жилетки. Но кого останется больше? Конечно же неприсоединившихся романтиков-одиночек, которые будут безуспешно сеять мертвые зерна высокого искусства, но нет, ничего не прорастет, а если прорастет то только для того чтобы погибнуть. И это неизбежно. Пушкин, устами Моцарта, изрек фразу, которая на много опередила свое время, и , к сожалению, усугубилась в наши дни: "Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству." А.С. Пушкин, Моцарт и Сальери.
Но вернемся к эротике. Само слово подразумевает в себе чувственность, обращенную к половой жизни. Что она представляет собой в "готическом" понимании и почему она неприемлема готам? Готическая эротика должна представлять собой не только сам процесс полового общения людей, но и иметь черты сверхызысканности и неповторимого шарма, возбуждающего самые парадоксальные желания и проникающего в самые потаенные уголки души. Это ни то понятие, о котором можно сказать с математической рациональностью и к которому удастся прийти путем логических рассуждений. Неповторимый готический шарм. Что это? Одни могут представить пыль веков, остроугольные фасады соборов, католическую мессу..., другие - тайные ритуальные обряды, Великую Инквизицию, сожжение обнаженных ведьм, мрачных беспощадных служителей церкви, третьи - могут увидеть рыцарей в блестящих доспехах, истинную преданность двух людей, обвенчанных в Соборе, и принадлежащих друг другу пока смерть не разлучит их (а не то как сей час) и т.д.Заметить это обаяние средневековья, почувствовать его дуновение и переложить его на современный лад, применительно к раскрепощенной сексуальности, доступно только людям с неординарным видением мира. Зачастую таких людей могут называть маньяками, извращенцами, психопатами и просто опасными для общества людьми. Необходимо разделять эти понятия. Не каждый маньяк - психопат, и не каждый извращенец - маньяк. Почему готы несексуальны? Потому что в противном случае их могут назвать маньяками и извращенцами, потому что они не такие как все. Объект к которому гот испытывает эротические чувства, неспособный ответить взаимностью, не может быть изнасилован в силу того, что животное насилие это недостойный уровень поведения для человека Высокой Культуры, каким без преувеличения является ценитель готического направления современного искусства. Это и дает повод для подавления эротических желаний в сознании такого человека.
Одновременно с этим стоит заметить,что не каждый объект способен вызвать эти чувства. На мой взгляд человек в принципе одинок, тем более, предъявляющий высокие требования к себе и к другим. Поэтому приходится либо осознавать собственную индивидуальность и на этом строить свое поведение, либо предаваться "философствованиям" о бренности этого мира, либо понижать планку и переходить в ранг обывателей и попсовых насильников.
Рассмотрим наиболее интересный первый способ полового выражения. Как известно, существует определенный стереотипготического имиджа: мрачные цвета в одежде, бижутерия из белого металла, использование косметики обоими полами и т.д. ( с этим при желании можно ознакомиться в SU.MUSIK.GOTHIC, тамошние угрюмо-готические монстры подробно Вам все расскажут), но дело не в этом. Какова причина своеобразного шарма. Даже при мимолетном взгляде на такого человека видно, является проповедником, зачастую не подозревая об этом, определенного образа жизни и носителем самобытного стиля, что в свою очередь является выразительным свидетельством некой сексуальности. Дело-то не в самом "готическом обличии", а в том, что непосредственно выражает тот или иной ансамбль и какие чувства он способен вызвать при его рассмотрении. Однако в этом смысле готический имидж ничем не отличается от других форм искусства, связанных с созданием моделей одежды, причесок и в целом антуража. Важно то, что этот стиль есть, следовательно и есть все сопутствующие ему компоненты, включая и эротический образ.
Возможности реализации подобного образа поистине безграничны! Осознание человеком индивидуальности в этом смысле на определенной стилистической основе дает возможность к постоянной адаптации окружающего пространства под собственные нужды, и себя самого под требования окружения. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Необходимо выполнение двух очень простых, но чрезвычайно важных условий: наличие желания сделать это у индивида, и отсутствие противодействия со стороны окружающих. Естественно, что практически все благие намерения разбиваются именно об эти препятствия. Невозможно изменить окружающую действительность ненасильственным путем без ее согласия. Стоит ли говорить о том, что готы подсознательно поголовно являются маньяками, но в особом эстетическом смысле? Трудно сказать с достоверной точностью, но то что отдельные проявления имеют место - бесспорно. Наблюдается некий выброс из подсознания скрытой культурной потребности в сферу сознательного, который, претерпевая ряд метаморфоз, способен принять формы, необъяснимые по своей сути. Чем можно объяснить симпатию к графу Дракуле? "Да пожалуй ничем" - скажет несведущий простофиля, - "Какой-то паразит, присасывается к вене и качает галлонами кровь...". С ряда позиций это правильный ответ. На уровне поверхностного рассмотрения ничего другого заметить нельзя. Но при более детальном знакомстве с образом почтенного графа мы различаем гордое величие, строгий стиль, утонченный вкус этого персонажа, его выразительные манеры и элегантность, и, наряду с этим, глубокий трагизм его бытия, его страдания и печаль... И мы смотрим на его потребность испить кровь юной леди уже ни как на порок, а как на великое таинство, имеющее особую тонкую эротическую форму.
Кто-нибудь задавал себе вопрос: "Что есть поцелуй? Каково его происхождение? С чем связано его "широкое использование"? Скорее всего - нет. Это во многом обыкновенный ритуал, или страстное выражение своих чувств и не более.Восприятие готической эстетики позволит увидеть его в новом ракурсе. Какие эмоции может вызвать пристальное рассмотрение обнаженной девичьей шейки: восхищение ее красотой, грацией, оно может вызвать сексуальное возбуждение, желание ощутить прекрасную плоть, прильнуть губами, поцеловать... Но этого может быть недостаточно, в ряде случаев это не даст полного эстетического и сексуального удовлетворения, а лишь послужит поводом для возникновения обостренного восприятия новизны, желания углубляться дальше в своих наслаждениях, желания поглотить это прекрасное творение, стать с ним одним целым, перерасти в более могущественное и "усовершенствованное" создание, достичь Гармонии и изощренного оргазма. ...И тогда, скорее всего, желание впиться зубами в лакомый кусочек плоти окажется неимоверно велико...
Желание испить свежей крови v это грех!!!¦ - завопят блюстители псевдоморали, "Канибализм преследуется церковью!!!" - будут им вторить толстопузые попы, "Молиться, молиться и еще раз - молиться"..., но что они могут понять, глядя "со своих низких колоколен", нет смысла убеждать их в обратном. Никто из них не сможет пояснить, чем свежая, чистая кровь хуже пепси-колы, чая, коньяка..., чем мясо говядины отличается от нежной ягодицы молоденькой девочки, и разве плохой холодец получится из пышной женской груди? Ну довольно лирического отступления. Сила предрассудков и стереотипов, а также влияние человеческих комплексов настолько велико, что противодействовать им убеждением не представляется возможным. Каждый видит Гармонию по-своему, одни примитивную, другие изощренную, но понимание ее одно.
Именно стремление к достижению Всеобщей Гармонии заставляет нас покидать смрадные, удушливые спальни и залы и предаваться любви на одиноком песчаном берегу океана в багровых лучах уходящего солнца под шелест неспешных волн. Но почему отвергаем мы Гармонию любви двух девушек, слившихся в объятиях, на фоне ужасающего пейзажа всеобщей гибели? Ничего подобного! Эта гармония поистине прекрасна и чиста, потому что она достигнута при полном раскрепощении и в согласии с окружающей обстановкой как и в предыдущем случае. Гармония одна, и она не может быть извращенной...
Будем продвигаться дальше в наших рассуждениях. Одной из отличительных особенностей современного готического образа есть явное или скрытое стремление к смерти. Это стремление проявляется в текстах песен, в минорных аккордах музыки и в общем депрессивно-декадентском настроении. Некрофилия является неотъемлемой частью готического имиджа и сексуальности, привносит дополнительное ощущение загадочности и мрачного покоя. Однако это не дает повод говорить о повсеместном стремлении к труположеству. Само восприятие смерти, как сверхъестественного магического, ирриального явления придает некий романтический оттенок образу человека, что безусловно в определенной степени отражается на его сексуальных влечениях. Взгляд со стороны эстета-одиночки на эротическую привлекательность смерти и умерщвленных тел является проявлением его внутреннего стремления к гармонии и счастью, которые он не может найти в обычных условиях. Изображать эту культурную и эстетическую потребность в виде сексуального извращения по меньшей мере неправильно. Вряд ли кто даст вразумительный ответ на вопрос: "Чем отличается красота девушки от красота мертвой девушки?" Речь конечно не идет о разлагающихся зловонных трупах. Маньяк-некрофил убивает свою жертву, а затем насилует ее, так в чем же абсурдность ситуации? В том что он насилует жертву или в том что жертва мертвая? Разумеется в самом факте насилия. Умерщвление жертвы носит лишь ритуальный характер и является воплощением его фантазии и стремлением к полноте ощущений. С традиционной точки зрения этот человек имеет глубокие проблемы с психикой, но стоит делать столь категорические выводы. Это вопрос серьезного психологического исследования...
Ранее было отмечено о постоянной потребности творческой личности в адаптации окружающего пространства, и себя самого, и что это не всегда возможно. Человек, стремящийся к гармонии всегда готов на внесение новшеств и усовершенствований в любой сфере жизни. Все сводится к способности и желанию изменять и быть измененной окружающей обстановки. Невозможно изменить окружающую действительность ненасильственным путем без ее согласия. А каковы могут быть результаты совокупления неистового чувственного желания, невозможности его реализации ненасильственным путем и потребности доказать свою индивидуальность? Такая проблема особо остро встает при объединении в сообщества единомышленников. Наиболее полно описанные особенности проявляются в садомазохизме. Это явление при котором каждый из участников добровольно участвует в эротических экспериментах с той или иной стороны, т.е. он может выступать как в роли господина, так и в роли раба. Участие в подобных действах носит как обыденный сексуальный смысл (удовлетворение животных потребностей), так и является воплощением фантазий участников, нравственных и психологических интересов, стремления к познанию, и проявлением ряда других особенностей. Посему видно, что реализация эротического готического образа напрямую связана с садомазохистскими проявлениями. Отношение между повелителем и рабом, независимо от половой принадлежности, носит ярко выраженное стремление к достижению Гармонии в отношениях людей, ставящих наиважнейшей задачей глубокое ощущение причастности к открытию новых горизонтов познания и наслаждения. Садомазохистские реализации готических образов в современных условиях базируются на объединении в рамках одной концепции средневековых традиций и современных методов и форм достижения нирваны. Эти оргии будут успешно дополнены звуками неоклассического направления готической музыки.
...В этом коротком этюде я вовсе не хотел делать заявлений типа: "Все любители готической музыки едят людей и занимаются любовью с трупами...". Это по меньшей мере было бы некорректно. Основной задачей ставилось уточнение особенностей поведения людей в той или иной нестандартной ситуации, связанной с внутренними пристрастиями человека, его реакцией на окружающую действительность относительно выбранного им стиля жизни. В жизни еще так много неизведанного и загадочного, что любые попытки познания можно отнести в определенной мере к ереси, главное - это быть устремленным в своей борьбе за Великую Гармонию. Высшей формой достижения поставленной цели будет головокружительное ощущение радости и счастья, и тогда, чарующая магия Дракулы и Франкенштейна, ослепительное очарование средневековых ведьм и безграничная любовь во всех ее формах и проявлениях затмит разум и заставит поддаться внутренним инстинктам, облаченным в благородные манеры, несущие в себе дух вечности...
*MerAlb*
1998